Данный сайт является проектом компании www.akademik.su

Не можете справиться самостоятельно?

Получи помощь по любой студенческой работе у нас

Заполни форму

Научный стиль изложения текста

Каждая достаточно обособленная социальная группа в процессе своего развития, приобретения собственных, типичных только для нее форм общения, обычаев и традиций неизбежно вырабатывает и свой стиль передачи устной или письменной информации. Важно не путать такой стиль с его сильно упрощенной версией – сленгом, наличием которого характеризуются, например, молодежные или криминальные сообщества. Хотя механизмы и причины его возникновения в принципе те же самые. Но научный стиль текста – это гораздо больше, чем обыкновенный сленг: здесь не просто малопонятные для посторонних слова и выражения, а еще и довольно четкие правила того, как нужно излагать вообще любую информацию, как ее при этом упорядочивать и систематизировать.

Что такое «научный стиль речи»?

Научный стиль текста – это, прежде всего, предельная конкретика во всех словах, словосочетаниях и предложениях. Каждое слово должно не просто нести четкий смысл в данном контексте, но и быть строго на своем месте, а также иметь вескую причину для того, чтобы находиться именно в этой фразе или предложении. Если особых причин поставить именно сюда какое-то слово нет, то и не нужно его туда вставлять.

Еще научный стиль изложения текста – это точность в высказываниях и формулировках. Нельзя просто так взять и кое-как, приблизительно передать смысл какого-то научного открытия, суть метода или техники расчета. Иногда малейшая неточность формулировки в научном тексте может перевернуть смысл высказывания практически на противоположный. Но точность не является специфическим признаком только научного стиля текста. Не менее точными должны быть, к примеру, юридические или медицинские фразы и предложения.

Также научный стиль изложения материала характеризуется наличием весьма специфического терминологического аппарата. Специальные термины используются потому, что словами из нашего обыденного, повседневного опыта зачастую очень трудно или практически невозможно описать крайне сложные процессы и явления, которые изучает наука. И даже если ученый исследует что-то очень привычное, он все равно использует методы, которые уже сами по себе могут быть описаны только особым научным или техническим языком.

Особенности научного стиля изложения

Узнайте стоимость нашей помощи в написании работы прямо сейчас
Заполните всё, что вы знаете о вашей работе, а наши эксперты её оценят

    Укажите стоимость, за которую вы готовы заказать данную работу. Просим указать вас реальную стоимость, так как если ваша цена будет достаточно высокой, мы подберем вам самого высококвалифицированного специалиста!

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения и политики конфиденциальности



    Главная особенность научного стиля изложения текста состоит если не в отсутствии, то хотя бы в минимизации прилагательных, которые по смыслу фразы, абзаца или всего документа не поддаются измерению, точной оценке или единообразному толкованию.

    Рассмотрим в качестве примера очень простую фразу: «Субарктический климат характеризуется очень холодной зимой». В данном случае «очень» – это насколько холодная? И «холодная» – это с какими преобладающими температурами?

    Ясно, что слова «очень» и «холодная» несут в себе совершенно разный смысл в зависимости от контекста и особенностей восприятия читающего. Поэтому сама фраза не представляет никакой научной информации. Информация здесь скорее эмоциональная: просто кто-то прочитал про субарктический климат (или побывал в тех местах, где он наблюдается), на него это произвело сильное впечатление, что и отразилось в словах «очень» и «холодная».

    Научный же стиль изложения материала состоит в том, чтобы давать не эмоциональную, а фактическую оценку процессам и явлениям окружающего мира. А как же переформулировать фразу, чтобы такая оценка появилась? Очень просто: повысить уровень уже упоминавшихся конкретики и точности.

    Рассмотрим такой пример: «Субарктический климат характеризуется более холодной зимой по сравнению с большинством других типов климата». Вот это уже конкретнее – мы добавили сопоставление с другими аналогичными явлениями. Можно сформулировать и так: «Субарктический климат характеризуется зимой с преобладающими температурами ниже –30-ти градусов». Здесь мы повысили еще и точность – указали численное значение ключевого в данном контексте физического параметра.

    То есть любое слово, любое утверждение, любая оценка, а особенно прилагательные, должны быть подкреплены какими-то объективными данными, которые нельзя интерпретировать произвольно. Словосочетание «очень холодная зима» можно трактовать как угодно (кому-то и +10 в сочетании с высокой влажностью и сильным ветром невыносимо), а вот «холоднее, чем в большинстве регионов» и, тем более, «холоднее, чем –30» – это достаточно точные характеристики климата либо фактической погоды.

    Основные правила написания текста научным стилем

    Наиболее точным примером научного стиля выступает стиль научной статьи. В диссертациях, монографиях, учебниках, исследовательских отчетах и т.п. все же могут быть «лирические» отступления, причем иногда довольно много. Это иногда еще и приветствуется, потому что даже ученым так легче воспринимать материал (они тоже живые люди, а не роботы). Но научная статья практически не оставляет места для подобных отступлений просто в силу слишком ограниченного объема.

    Поэтому стиль научной статьи – наиболее строгий, точный и конкретный среди всех примеров научного текста. Он характеризуется минимумом эпитетов, неоднозначно интерпретируемых прилагательных, расплывчатых утверждений. Автор научной статьи стремится поделиться результатами своего исследования, описать их как можно более полно, а сделать это нужно, использовав объем всего в пару десятков страниц стандартного текста. Поэтому здесь изложение материала будет изобиловать цифрами, фактами, графиками, таблицами, чертежами, схемами и т.п., но при этом будет очень мало лишних фраз, даже вроде бы наукообразных, а на самом деле не несущих никакой пользы для понимания предмета статьи (типа «из вышеизложенного вытекает нижеследующее»).

    Графики, таблицы, чертежи и схемы – это вообще очень важные элементы научного текста, особенно в условиях его жестко ограниченного объема. Дело в том, что эти элементы позволяют многократно экономить пространство и время. Пространство – имеется ввиду место на страницах, где собственно и изложена статья, потому как зачастую в одной таблице или в одном графике можно отразить больше информации, чем на нескольких страницах текста. Время же экономится потому, что читающий тратит его существенно меньше, когда в тексте больше не букв, а картинок. Так гораздо легче воспринимать и усваивать информацию.

    Наконец, изложение научных текстов должно происходить в безличной форме («приведенные данные свидетельствуют», «статья посвящена» и т.п.), без использования местоимений и посредством повествовательных предложений. Хотя, однако, из последнего правило существует исключение: в научно-публицистических материалах вполне допустимы не только вопросительные и восклицательные предложения, но даже предложения с незаконченной мыслью (многоточием в конце).

    Примеры научного стиля изложения

    Как отмечалось, научный стиль характеризуется точностью и конкретность формулировок, а также наличием специфических терминов. Именно поэтому в научных работах недопустимо, да и попросту невозможно описывать изучаемые наукой явления и процессы точно таким же языком и стилем, как мы общаемся в повседневной жизни.

    Приведем пример.

    Студенту технической специальности дана задача проанализировать рабочие параметры нескольких десятков однотипных насосов (или иначе – устройств, обеспечивающих циркуляцию жидкости в системе) с целью определения оптимальных.

    Для решения этой задачи потребуется произвести измерения самих устройств и их частей (в частности, площадь круглого сечения внутренней трубки), замерить объем проходящей жидкости и количество времени, необходимое для ее прохождения, определить взаимосвязь между параметрами и т.п. Иными словами, нужно проделать определенную работу, используя методы технической диагностики, математического и статистического анализов.

    По итогам такого исследования в научной работе нельзя просто написать, предположим, что «чем шире труба, тем больше вливается». Во-первых, это совершенно тривиальный вывод, и без всяких исследований понятный любому здравомыслящему человеку. Во-вторых, это будет не точное описание процесса.

    Научным же в данном примере может быть следующий вывод: «В определенных граничных условиях существует сильная положительная корреляция (статистическая взаимосвязь) между площадью круглого сечения внутренней трубки устройства с объемом проходящей в единицу времени жидкости».

    На первый взгляд может показаться, что предложенная формулировка лишь излишне нагромождена терминами. Однако это не так. Она максимально точно отражает полученные результаты конкретного исследования. Так, она указывает на «определенные граничные условия», на измеряемые величины, а главное – на наличие сильной положительной корреляции. Дело в том, что корреляция – это разновидность не абы какой, а статистической связи между параметрами, то есть проявляется она не строго, а с определенной вероятностью. И сильная положительная корреляция означает, что в большинстве случаев (но не всегда!) увеличение площади сечения трубки приводит к повышению объема циркуляции. Кроме того, не любая статистическая связь является корреляцией, а только такая, при которой изменение значения одного параметра влечет за собой изменение средних значений другого.

    Вот именно этим отличается научный стиль от любого другого: обыденного, художественного, журналистского и проч. Предельной точностью, конкретностью и содержательностью формулировок.

    Теперь разберем, как не надо выстраивать научный текст. Мы не будем рассматривать откровенно ошибочные формулировки, несогласованные сложноподчиненные предложения, неточности в терминологии и т.п. Возьмем примеры внешне грамотного текста, который, тем не менее, не подходит под современное понимание научного стиля. Отметим ради справедливости и то, что вырабатывается этот стиль годами, а потому студенты, особенно младших курсов, зачастую не могут сразу освоить его и пытаются лишь имитировать некое наукообразие. Что, кстати, в начале обучения совершенно нормально.

    Одной из популярных стилистических ошибок, допускаемых студентами в тексте курсовой, диплома или научной статьи, является как раз неточность или неконкретность. Например, зачастую они пишут так: «актуальность данной темы обусловлена кризисным состоянием российской (как вариант – мировой) экономики». Или так: «популярность действующего президента среди большинства населения России растет (как вариант – падает)».

    Вроде бы вполне себе научные фразы. Однако у настоящего ученого сразу возникнут вопросы. Что понимается под кризисным состоянием экономики? Какие численные значения макроэкономических показателей? Среди каких групп населения замерялась популярность президента, когда и кем? Растет эта популярность (или падает) как долго и по сравнению с каким периодом?

    Как видите, многовато вопросов, причем вызваны они всего-навсего двумя фразами. А если целая работа будет состоять из таких фраз? Тогда научный руководитель или редакция журнала просто вернет соответственно дипломную (курсовую) или статью ее автору с формулировкой «тема не раскрыта», а тот даже не поймет, что он сделал не так.

    Поэтому писать научный текст надо так, чтобы ни у кого не возникало лишних вопросов или хотя бы постараться свести их число к минимуму. Например, вместо «кризисного состояния экономики» поставить «снижение во столько-то раз по сравнению с прошлым годом (как вариант – десятилетием) ключевых макроэкономических параметров, как то: … (перечислить)». Или вместо «популярность растет» написать «число поддерживающих за прошедший месяц (или год) увеличилось на столько-то процентов, согласно … (указать, кто и как получил эти данные)».

    Итак, запомним основные признаки научного текста: конкретность, точность и уместность буквально каждой фразы и даже каждого слова. Любые элементы текста или сообщения иного формата должны строго «работать» на итоговый результат. Если слово, предложение или абзац никакой содержательной информации не несут, можете смело их удалять. Этими критериями можно пользоваться при подготовке любой научной или квалификационной работы.

    БЕСПЛАТНО: получить расчет стоимости
    Добавить комментарий