Степень научной разработанности во введении дипломной работы
Содержание
Степень разработанности проблемы – это следующий сразу же за актуальностью исследования раздел введения дипломной работы, равно как и любых других ВКР, а также кандидатских и докторских диссертаций, многий научных статей и монографий. Название данного раздела может существенно варьировать («степень изученности темы», например), но смысл в целом сохраняется. Иногда такой пункт введения требуют даже в курсовых работах, рефератах или тезисах докладов на студенческих конференциях. В любом случае весьма логично после того, как мы раскрыли актуальность какой-то научной или практической проблемы, рассмотреть, кто и как до нас этот вопрос изучал или решал.
Что такое «степень научной разработанности темы исследования»?
Итак, степень изученности темы исследования в дипломной (да и не только в ней) – это раздел введения, призванный достичь сразу нескольких целей.
Во-первых, помочь самому автору как бы собрать воедино все его понимание того, кто этой и смежными с ней проблемами занимался раньше, с помощью каких методов ее изучал или решал, какие применял научные теории и подходы, каких результатов при этом достиг и т.д. Это очень важно для того, чтобы найти свою нишу на каком-то исследовательском проблемном поле. Особенно это касается хорошо изученных вопросов, по которым написано уже достаточно много.
Во-вторых, если это ВКР, продемонстрировать аттестационной комиссии и всем присутствующим на защите знание и понимание автором всего того опыта, который уже был накоплен до него в данной области знаний или практической деятельности. Эта цель не менее важна, чем предыдущая, поскольку члены комиссии не должны заподозрить, что выпускник в своем дипломе «изобретает велосипед», то есть рассматривает выбранную им тему с тех позиций, с которых она уже была кем-то рассмотрена, или приходит к выводам, которые кто-то до него уже получил. Поэтому в степени разработанности проблемы всех, кто когда-либо ею занимался, лучше перечислить «с запасом», упомянув даже смежные исследовательские области.
Наконец, в-третьих, данный раздел просто знакомит всех читающих дипломную работу с теми научными или практическими достижениями, которые существуют в данной области знаний и на обобщенном опыте которых выстроено это конкретное исследование. Конечно, такая цель важна больше для кандидатских или докторских диссертаций, а также для научных книг и статей. Но и дипломные смотрятся куда выигрышнее, если читателя с первых же страниц подробно и обстоятельно посвящают в то, что уже сделано к этому моменту в регионе, в стране или в мире для решения рассматриваемой проблемы.
Как определить и написать степень разработанности темы дипломной работы?
Структура изложения информации в разделе «Степень изученности темы» может быть довольно разнообразной. Иногда требуют упоминать сначала зарубежных, а затем отечественных авторов и то же самое касается концепций, теорий, методов, подходов и проч. Иногда все это целесообразно изложить в хронологическом порядке. Причем в каких-то дипломных работах можно встретить рассмотрение вопроса еще с древних взглядов китайских или античных мыслителей, а в каких-то авторы ограничиваются только современным этапом. Где-то такое рассмотрение располагается в порядке от общего к частному (то есть сначала самые общие подходы, общенаучные, общефилософские даже, а в конце относящиеся непосредственно к теме, причем только к ней), а где-то можно увидеть группировку достижений в решении изучаемых вопросов просто по смежным предметным областям.
Как видим, логика построения данного раздела весьма вариативна. Главное только – чтобы она в работе была и, что не менее важно, была бы хорошо заметна даже неподготовленному читателю. Выбор конкретного формата изложения фактических данных о том, кто раньше уже рассматривал заявляемую в работе проблематику, сильно зависит от специальности, ВУЗа, конкретной кафедры, научных традиций в данной области знаний, а также индивидуальных требований научного руководителя. Нередки ситуации, когда на одной и той же кафедре научные руководители настолько по-разному требуют писать многие разделы введения, что на защите еще и спорят между собой о том, как правильнее это делать.
Примеры написания степени разработанности темы исследования
Далее приведем примеры формулировок степени изученности в дипломных работах для различных специальностей.
Очевидно, что при всех различиях в специфике тех областей знаний, из которых взяты приведенные выше примеры, разделы «Степень разработанности» в них весьма похожи. Более того, в отличие от актуальности, здесь уже определить по фрагменту текста специальность очень просто, так как конкретики по сравнению с предыдущим разделом существенно больше.
В степени разработанности дипломной работы уже крайне необходимо указывать конкретные фамилии авторов, названия теорий и концепций, соблюдать строгий научный стиль изложения.
Отметим при этом, что в реально защищенных дипломных работах по самым разным специальностям до сих пор очень часто просто отсутствует данный раздел, несмотря на требования в методических рекомендациях.
Итак, если актуальность исследования – это описание проблемы, то степень ее разработанности или изученности – это краткое изложение предшествующего опыта ее решения. Эти разделы весьма удачно дополняют друг друга. Поэтому отсутствие хотя бы одного из них делает введение куда менее содержательным и информативным. И, наоборот, грамотно и четко сформулированные актуальность и степень разработанности темы заметно усиливают положительное впечатление от дипломной работы.