Данный сайт является проектом компании www.akademik.su
Выберите город

Не можете справиться самостоятельно?

Получи помощь по любой студенческой работе у нас

Заполни форму

Как студенту написать научную статью

Необходимость написания научной статьи у студентов не редко вызывает панику, что связанно с недостатком знаний об этом творчестве. Между тем, если знать все условности, правила и приемы, принятые в научном сообществе, то такая деятельность перестает казаться чем-то очень сложным.

С чего начать работу над научной статьей?

Вне зависимости от того, для каких целей вам необходимо написать научную статью, первым делом необходимо подобрать подходящий для ее последующей публикации журнал/сборник, изучить его требования к присылаемым материалам и ознакомиться с условиями и порядком опубликования статей.

Многие начинающие ученые ошибочно этими вопросами начинают задаваться уже после того, как статья написана, что влечет за собой потерю времени, порой, весьма существенную.

Выделим 3 основные причины тому, почему же необходимо заниматься вопросами публикации в самом начале:

Различия в требованиях к научным статьям.

Никаких стандартизированных требований к научным статьям не существует, поэтому каждый журнал/сборник волен устанавливать их самостоятельно. И это касается всех аспектов статьи – ее тематики, содержания, структуры, объема, оформления, которые не будут пересматриваться под отдельного ученого. Поэтому лучше писать статью сразу под эти требования, чем потом перерабатывать уже готовый материал под выбранное издательство.

Также целесообразно посмотреть уже опубликованные статьи в выбранном журнале/сборнике, чтобы получить общее представление о том, какого рода материалы принимаются им к публикации.

Различия в порядке принятия статей к опубликованию.

Порядок принятия научных статей журналами/сборниками также отличается существенно. Причем не всегда это связано с рейтингом, престижностью журнала. Но если вы «замахнулись» на журнал из списка ВАК, Scopus или Web of Science, то будьте готовы к повышенным требованиям.

На данном этапе у желающего опубликоваться студента могут возникнуть две основные сложности:

  • во-первых, это необходимость составления/заполнения сопроводительных документов – сопроводительных писем, рекомендаций от научного руководителя, заполненного авторского договора и пр. Иногда таких документов требуют столько, что времени на их составление/заполнение потребуется не меньше, чем на написание самой статьи;
  • во-вторых, это необходимость доработки статьи или поиска иного журнала/сборника для публикации по результатам отзыва рецензента(ов) и/или иной проведенной проверки.

Обязательному рецензированию подлежат лишь научные статьи для журналов из перечня ВАК, а также индексируемых в международных базах Scopus или Web of Science. Однако внутреннюю проверку присылаемых им статей проводят практически все журналы. Причем такие проверки могут быть как чисто формальными (например, на предмет соблюдения процента оригинальности, оформления), так и более скрупулезными (дополнительно на предмет качества ее содержательной части).

В случае с журналами ВАК законом отводится 2-х месячный срок для рецензирования, а вот иные журналы не ограничены временем проверок, соответственно, она может длиться дольше.

Ко всему этому, по результатам рецензирования/проверки статью могут направить вам на доработку с указанием всех недочетов, а могут и вовсе не принять. Соответственно, в первом случае придется тратить время на доработку статьи, а затем ожидать ее повторной проверки, во втором – искать другой журнал и «подгонять» статью уже под его требования.

Как видно, организационные моменты могут занять значительное время, и если публикация вам нужна к определенному сроку, то нужно это все учесть заранее.

Различия в сроках опубликования статей.

Сроки непосредственного опубликования научных статей также разнятся существенно, даже в рамках одного журнала. Например, в серьезных журналах бесплатной публикации можно ждать год-полтора, тогда как за плату статья может выйти в печать уже через неделю.

Студенческие научные статьи, как правило, пишутся для журналов/сборников невысокого рейтинга, а потому сроки опубликования в них обычно невелики. Однако не забывайте, что у издательств всегда есть план выхода статей, и всегда существует вероятность просто не попасть в нужный вам выпуск.

В качестве подтверждения принятия статьи журналы/сборники могут предоставить автору соответствующую справку. Но если статью вы пишите для какого-то конкретного мероприятия/события (защиты диплома, участия в конкурсе и т.п.), уточните заранее у его организаторов, достаточно ли им будет таковой. В противном случае, опять же, придется подыскивать иной журнал.

Этапы работы над научной статьей

Узнайте стоимость нашей помощи в написании работы прямо сейчас
Заполните всё, что вы знаете о вашей работе, а наши эксперты её оценят
Укажите стоимость, за которую вы готовы заказать данную работу. Просим указать вас реальную стоимость, так как если ваша цена будет достаточно высокой, мы подберем вам самого высококвалифицированного специалиста!

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения и политики конфиденциальности



Выбор и формулировка темы

После того, как журнал для публикации подобран и изучены все его требования, можно приступать непосредственно к работе над самой статьей. И первым делом необходимо дать ей название, по которому ваш будущий читатель (слушатель) сможет не только ее найти, но и определить, интересна она ему или нет.

Иногда тему научной статьи студенту выбирать не приходится – она назначается научным руководителем, организатором конференции или иными лицами. Если же перед вами стоит подобный выбор, то рекомендуем придерживаться следующих советов:

  • если научную статью нужно написать для защиты дипломной, магистерской или иной студенческой работы, то преимущество следует отдавать проблемным вопросам, рассмотренным в такой работе. К примеру, если вы в своей ВКР по теме «Договор участия в долевом строительстве» рассмотрели отдельные проблемы, связанные с отграничением данного договора от других или с его заключением, то научную статью как раз и следует посвятить освещению всех или лишь некоторых из этих проблем;
  • если научную статью нужно написать для участия в научной конференции, то ее тема, прежде всего, должна соответствовать тематике самой конференции и ее отдельной секции (при наличии). В остальном также рекомендуется отдать предпочтение наиболее проблемным ее аспектам в науке и/или практике. К примеру, на конференцию «Права человека» в секции «Политические права» можно представить статью о проблемах, связанных с пониманием этих прав, с выделением их подвидов в теоретической мысли, о практических проблемах реализации и защиты таких прав и т.п.;
  • если научную статью нужно написать просто «для галочки» и для журнала с невысоким рейтингом, то целесообразно выбрать распространенную тематику из интересующей вас области знаний, по которой уже имеется достаточно наработок. В этом случае надо будет только все это объединить и сделать свои выводы, не проводя собственных утомительных исследований;
  • если научную статью нужно написать для серьезного журнала и/или «с прицелом» на построение научной карьеры, то, напротив, молодому ученому, чтобы заявить о себе, рекомендуется выбирать малоизученный или сложно решаемый вопрос из какой-то интересной ему области.

Безусловно, могут быть и другие варианты выбора темы, но первичные мы перечислили.

После темы переходим к стадии наречения «имени» статье.

Какие методы исключаем:
  1. «Метод приманки», когда придумывается «интригующий» заголовок, чтобы привлечь внимание к статье. Этот метод применим в журналистской, рекламной деятельности. Научное же сообщество может просто засомневаться в серьезности данного творчества и начинающего неизвестного молодого ученого.
  2. «Метод отношений», когда в названии ставятся вопросительные и восклицательные знаки. Этот метод показывает мысли и чувства к предмету исследования, а не беспристрастное изучение данного вопроса.
Оба эти метода ненаучные, поэтому не рекомендуется их применять при формулировании наименования статьи.
Какими принципами руководствуемся:
  • конкретность;
  • краткость;
  • научность;
  • сущность.
Не рекомендуется использовать узкоспециализированные термины и сокращения, формулы и жаргонные выражения. Тема выбирается так, чтобы в ней была четко и лаконично выражена главная идея исследуемого вопроса.

Для наглядности и понимания приведем примеры названия статьи:

1 вариант: «Проблемы эмиграции в России».

2 вариант: «О существующих проблемах эмиграции в России».

Оба варианта отражают основную суть статьи, но первый вариант звучит максимально кратко, конкретно и научно.

Если при написании статьи студент несколько отошел от заявленной темы (например, ограничился изучением только одной проблемы, тогда как планировалось рассмотреть несколько), то следует привести ее название в соответствие, если, конечно, тема еще не утверждена преподавателем, организаторами конференции или другими лицами. В противном случае содержание статьи придется дорабатывать, приводя в полное соответствие с ее наименованием.

И помните, что на первых этапах научной деятельности не только уместно, но и целесообразно обращаться за советами и рекомендациями к своим преподавателям, которые помогут и с названием статьи, и с направленностью исследования.

Составление плана работы над научной статьей

В существующем объеме информации студент может легко запутаться и потерять интерес к предстоящей работе. Чтобы этого не произошло, и можно было шаг за шагом двигаться к намеченной цели, целесообразно составить план написания научной статьи и придерживаться его выполнения.

Данная рекомендация может показаться «избитой», но не стоит ее недооценивать. Ведь план не только помогает осознать весь объем предстоящей работы и распределить сроки на выполнение ее отдельных частей, но и позволяет «разгрузить мозг», избавляя его от необходимости постоянно держать в памяти подобную информацию.

Далее рассмотрим, какие пункты следует включить в свой план по работе над научной статьей:

Выбор типа будущей статьи.

Видов научных статей существует несколько (подробно об этом можно прочитать здесь), и каждый из них должен соответствовать определенным требованиям. К примеру, в научно-теоретической статье обязательно должен присутствовать анализ имеющихся доктринальных наработок по изучаемому вопросу, а в научно-практической – анализ практической деятельности. Соответственно, для статьи первого вида потребуется поиск определенной литературы, а для второго – поиск результатов практической деятельности или даже самостоятельное проведение такой деятельности.

Поэтому, чтобы в самом начале понимать направленность и объем предстоящей работы, важно сразу определиться с видом научной статьи.

Постановка проблемы, которая будет освещена в научной статье.

Определитесь, о чем именно вы будете писать, какова главная цель вашего исследования, главная его идея.

Предположим, как в примере выше, вы решили писать о проблемах эмиграции в России. Поразмышляйте, в какой плоскости вы будете освещать эти проблемы, а главное – для чего, что именно вы хотите привнести в науку?

Относительно «плоскости» здесь, к примеру, могут быть следующие варианты: рассуждения о проблеме как таковой, о ее последствиях или обо всем вместе; упор на цифры (анализ статистических данных) и/или на теорию; простое объединение имеющихся взглядов на проблему или же изложение исключительно собственного ее видения и т.д.

В качестве конечной цели научной статьи, например, может выступать: актуализация данных (то есть ее рассмотрение применительно к современным реалиям); систематизация имеющихся наработок (например, один автор рассмотрел один аспект проблемы, второй – другой, а вы в своей статье их объединили); выявление новой проблемы (к примеру, вы первый обнаружили, скажем, существенное несоответствие по количеству выезжающих от Росстата с количеством въезжающих россиян от органов статистики иностранных государств); выработка собственного, уникального решения проблемы и др.

В том случае, если этот пункт плана вызывает у вас затруднения, прочтите несколько статей на такую же тему. Иногда достаточно всего одной-двух, чтобы выявить имеющиеся в науке пробелы и/или противоречия.
Написание введения.

Эта часть научной статьи не должна вызвать затруднения, если предыдущий пункт плана выполнен.

Для всех научных статей обязательным элементом введения является актуальность. То есть вы должны пояснить читателю, почему данная проблема важна в настоящее время и для кого. Объем актуальности в научных статьях занимает обычно 1-2 абзаца. Но можно его увеличить, если общий объем самой статьи довольно большой.

Наряду с актуальностью, введение научной статьи может содержать и иные элементы. Однако они не являются обязательными, если в требованиях конкретного издательства не указано иное. К числу таких элементов относятся следующие:

  • цель исследования – отвечает на вопросы: для чего это исследование? что планируется получить, создать, благодаря этому исследованию?
  • задачи исследования – показывают, каким образом вы будете достигать поставленной цели, что именно будете делать, что рассматривать, анализировать и т.п.;
  • методология исследования – показывает, как вы будете выполнять поставленные задачи, при помощи каких методов, инструментов, техники и пр.;
  • новизна исследования – показывает различия вашей работы от работ ваших предшественников, ее уникальность.
Работа над основной частью научной статьи.

Этот пункт плана самый важный, ведь он касается самого исследования, того, для чего, собственно, все это и затевалось.

В план работы над основной частью научной статьи можно включить, к примеру, следующие задачи:

  • подобрать литературу по теме (подробно об этом ниже);
  • для практических научных статей – провести соответствующую практическую деятельность (опросы, анкетирования, опыты, эксперименты и т.п.);
  • выписать базовые определения по теме, проанализировать их (с какими согласитесь, с какими нет и т.п.);
  • провести анализ научной литературы по выбранной проблематике: какие точки зрения существуют, их схожесть/различия и т.п. (не забывая при это выписывать все библиографические данные об источниках, необходимые для последующего оформления ссылок и источников в списке);
  • привести обзор оппозиционных мнений ученых, исследователей;
  • найти пробелы и/или противоречия в решениях по рассматриваемому вопросу;
  • для практических научных статей – систематизировать и анализировать полученные в результате проведения практической деятельности данные, при необходимости сопоставляем их с данными иных исследователей;
  • найти оптимальное решение выявленных проблем, обосновывая это теорией, практикой, опытом, анализом.
Работа над заключением (выводами), где:
  • описываем кратко проделанную работу и полученные в основной части научной статьи результаты;
  • подводим итоги: достигнута ли цель исследования, решены или нет все обозначенные задачи;
  • подчеркиваем практическую значимость статьи и определяем возможные пути дальнейшего исследования заявленной проблематики.
Формирование списка использованных источников:
  • оставляем лишь те источники, на которых будет основана научная статья, на которые будут даны ссылки;
  • оформляем согласно требованиям издательства.
Составление аннотации, где:
  • кратко повествуем о проделанной работе, выявленной проблематике и полученных выводах;
  • приводим иные сведения, требуемые в конкретном издательстве.
Подбор ключевых слов (обычно 5-7 штук), которые отражают наиболее важные понятия и термины в проведенном исследовании.
При необходимости осуществляем самостоятельно или заказываем перевод аннотации и ключевых слов на английский язык.
Перепроверка соответствия названия статьи ее содержанию, в результате которой:
  • оставляем как есть в случае соответствия;
  • меняем заголовок статьи либо, если он утвержден, ее содержание в случае выявления несоответствия.
Проверка статьи на оригинальность по системе антиплагиата на соответствие процента, требуемого журналом. Поднятие уникальности при необходимости.
Оформление научной статьи:
  • изучаем требования издательства к оформлению;
  • приводим оформление научной статьи в соответствие с этими требованиями.
Составление сопроводительных документов, требуемых издательством.
Направление научной статьи и иных необходимых материалов в редакцию журнала.

Распределение объема предстоящей работы

Чтобы избежать хаоса и излишней суеты, надо уметь правильно распределять весь объем предстоящей работы.

Наибольшая часть времени должна быть посвящена изучению, исследованию фундаментальных аспектов научной статьи, которые обозначены в теме. К примеру:

  • если статья про проблемы, то концентрируем внимание на выявлении этих проблем, сопоставляем имеющиеся в литературе пути их решения и предлагаем свой вариант;
  • если статья практической направленности, то основное внимание уделяем проведению практической деятельности (опросам, опытам и пр.) и анализу ее результатов.

В отдельных случаях, например, если исследование предполагает анализ большого массива данных, сложных экспериментов и проч., целесообразно привлечь соавтора – сокурсника, преподавателя. Однако непременно уточните, устроит ли подобное организаторов того мероприятия, для которого вы пишите статью.

Также учитывайте, что для серьезного журнала вам просто необходимо договориться с преподавателем, имеющим определенное ученое звание/степень, о том, чтобы он выступил в качестве вашего соавтора. В противном случае вашу статью просто могут не принять к публикации. Но не рассчитывайте, что в этом случае какую-то часть работы можно будет переложить на него. В лучшем случае, дабы не запятнать свою репутацию, преподаватель-соавтор будет лишь активно помогать вам советами и перепроверит готовый материал перед его отправкой в редакцию.

Подбор материалов для написания научной статьи

Многое в работе студента при написании научной статьи будет зависеть от исходного материала.

Советы, предложенные ниже, помогут вам на этом этапе:

  • приоритет отдавайте научным, а не учебным публикациям, не забывая про классические источники;
  • по большей части используйте труды известных ученых по исследуемой тематике или авторов, претендующих на получение ученой степени (соискателей), нежели на работы обычных преподавателей и, тем более, студентов;
  • преимущественно подбирайте литературу не старше 5 лет;
  • по возможности статистические данные берите на сайтах государственных/муниципальных органов, а не у иных авторов или сомнительных СМИ;
  • обязательно найдите «свежие» статистические данные, отражающие ситуацию на момент написания статьи;
  • если планируется сравнение статистических показателей, то данные подбирайте за период не менее 3-х лет, лучше – 5-ти;
  • если исследование не привязано к конкретному региону страны, то статистику следует подбирать в целом по стране, можно в разрезе (например, отдельно по всем округам);
  • если исследование не привязано к конкретному региону страны, то практические данные также должны отражать всю ситуацию по стране. Например, в работах юридической направленности преимущество отдавайте решениям Верховного Суда РФ, а практику иных судов используйте лишь как дополнение. Или по социологии – сначала приводите данные в целом по стране, а потом примеры по нескольким регионам;
  • найдите и в дальнейшем применяйте в исследовании хорошо известную и понятную методику/формулу расчетов чего-либо, чтобы не обосновывать применение малоизвестной методики.

Поиск необходимой информации, конечно же, прежде всего следует осуществлять в сети Интернет. Однако среди всего многообразия имеющихся ресурсов при написании научных статей преимущество следует отдавать следующим:

  • авторитетным онлайн-библиотекам: eLIBRARY.RU, РГБ, библиотекам ограниченного доступа, входящим в ЭБС;
  • сайтам государственных/муниципальных органов, где могут быть представлены статистические данные, отчеты о проделанной работе и т.д. (Росстат и его территориальные органы, МВД, Минтруд и пр.);
  • сводным электронным государственным системам статистической отчетности (ЕМИСС, Портал правовой статистики и т.п.).

Если же найти необходимую информацию в Интернете не удается, то придется обращаться лично:

  • в офлайн-библиотеки (вузовские, муниципальные, краевые и пр.);
  • в архивы и иные учреждения, органы и организации (иногда путем направления соответствующих запросов).

Процесс написания научной статьи

Научная статья имеет строго определенную структуру. В зависимости от журнала, количество требуемых структурных элементов статьи может отличаться. Но обязательными ее элементами всегда являются:

  • заголовок;
  • введение;
  • основная часть;
  • заключение;
  • список источников.

Однако в процессе работы над статьей можно строго не следовать указанной очередности. У каждого студента подход и порядок написания статьи может быть свой.

Предлагаем рассмотреть наиболее «рабочий» алгоритм написания научной статьи:

  1. Вначале пишем основную часть, затем заключение.
  2. Потом пишем введение, так как уже будет представление о сути исследования, степени его изученности, об имеющихся проблемах и полученных выводах.
  3. В конце пишем аннотацию, подбираем ключевые слова, оформляем статью по всем требованиям.

При непосредственной работе над текстом статьи рекомендуем воспользоваться следующими простыми практическими советами:

  1. Если никак не пишется первое предложение, то лучше отложить написание на более удачное время, а пока заняться следующим этапом.
  2. Сначала пишем черновик – записываем все, что приходит в голову, не думая о правильных формулировках и выражениях, главное – «поймать вдохновение», ясность мысли, идеи, а после завершения откладываем его на некоторое время.
  3. Затем начинаем первое редактирование черновика – удаляем все лишнее и имеющее двоякий смысл и снова убираем черновик на некоторое время.
  4. Далее проводим второе редактирование статьи – выстраиваем правильные выражения, фразы, стиль научной статьи, понятную мысль.
  5. Заканчиваем работу с черновиком. Когда из статьи уже ничего нельзя выбросить, тогда переводим текст в категорию «чистовик».
  6. Писать надо языком научной статьи, с использованием специальной терминологии и особых речевых конструкций. В частности, стиль научной статьи характеризуют:
  • мысль точная и логичная,
  • изложение последовательное, которое необходимо дополнять вводными словами: во-первых, во-вторых, следовательно, подводя итоги, в заключении и т.д.
  • информация объективная и выражается через безличные конструкции предложений, например, считается, предположительно, можно сказать, надо обратить внимание, следует подчеркнуть и т.п.
  • представление объемных цифровых данных наглядное, путем использования графиков, схем, таблиц и иного доступного метода представления информации.

Завершение работы над научной статьей

Завершающая часть помогает «навести лоск» нашей статье и подготовить ее к отправке издателю.

Рассмотрим, на что следует обратить особое внимание, а какие процедуры просто необходимо выполнить:

  • отправить статью на проверку преподавателю (если такая возможность существует): поможет выявить ошибки в логике изложения материала, выводах, позволит «почистить» работу от лишнего и дополнить важным;
  • обязательно проверить статью на оригинальность по антиплагиату, при необходимости поднять процент до рекомендуемого издательством;
  • обязательно перепроверить правильность прямого цитирования и косвенного (пересказ цитаты или парафраз), чтобы избежать обвинений в плагиате. Помните, что при прямом цитировании текст всегда приводится без изменений и заключается в кавычки, а при косвенном – делается его пересказ, изложение иными словами, но с сохранением в точности исходного смысла. И при любом виде цитирования обязательно проставление ссылок на источники (внутритекстовых или подстрочных, то есть «сносок»);
  • обязательно перечитать свою статью несколько раз, делая паузы между прочтением – это помогает выявить ошибки: стилистические, орфографические, пунктуационные. При необходимости можно воспользоваться услугами редактора/корректора, которые можно заказать на многочисленных биржах контента;
  • обязательно проверить статью на соответствие всем требованиям журнала: по объему текста, оформлению и т.п. Подобный нормоконтроль всегда можно организовать через специализированные компании, например, «Академик»;
  • если необходимо, дополнить аннотацию и ключевые слова в английском переводе, а если требуется перевод всей статьи, то выполнить и это требование. Но помните, что автоматические переводчики не могут уловить полный смысл вашей статьи, поэтому перевод будет «кривой». За «чистотой» перевода лучше обратиться в специализированные компании или к профессиональным переводчикам;
  • по требованию издательств самостоятельно присвоить код УДК, который необходим каждой научной статье (сделать это можно, например, в вузовской библиотеке);
  • по требованию издательства/журнала подготовить сопроводительные документы: сведения об авторе, сопроводительное письмо и т.п.;
  • отправить статью на публикацию в журнал/сборник путем заполнения соответствующей формы на его сайте или путем направления электронного письма.

Надеемся, прочитав эту статью, вы овладели базовыми знаниями, чтобы приступить к писательскому творчеству. Главное – не поддаваться страхам и сомнениям, верьте в себя, и, быть может, это станет вашим первым шагом на пути построения величайшей научной карьеры!

©Автор: Пишем-диплом-сами.рф

БЕСПЛАТНО: получить расчет стоимости
Добавить комментарий