Данный сайт является проектом компании www.akademik.su

Не можете справиться самостоятельно?

Получи помощь по любой студенческой работе у нас

Заполни форму

Оформление курсовых работ по ГОСТам

Оформление любой научной или квалификационной работы, и студенческой курсовой в том числе, должно осуществляться в соответствии с принятыми для таких работ правилами и стандартами. Это обеспечивает единообразное восприятие и понимание любого изложенного там материала, независимо от того, кто написал конкретную работу и кто ее прочитал или оценивал. Подобные правила и стандарты содержатся в многочисленных ГОСТах, которые в основе своей нужно знать и соблюдать.

Конечно, невозможно запомнить все требования ГОСТов, поскольку их слишком много, но самых главных придерживаться все-таки необходимо. В этом вам помогут выданные на кафедре методические рекомендации, в которых будет указано, какие из «гостовских» требований для вас строго обязательны, а какие в принципе можно и проигнорировать.

Основные ГОСТы по оформлению курсовых работ

Требования по оформлению курсовых работ обычно основываются на положениях следующих основных ГОСТов:

  1. ГОСТ 7.32-2017. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
  2. ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
  3. ГОСТ Р 7.0.100-2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
  4. ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

Но, как мы уже говорили, этих требований весьма много. К примеру, один какой-то ГОСТ может предусматривать многочисленные варианты оформления лишь одного элемента. А ведь этих элементов десятки, а то и сотни!

Именно поэтому ВУЗы и разрабатывают собственные методические рекомендации, включая туда лишь некоторые из возможных вариантов оформления по ГОСТ.

Ниже мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся требования, с которыми при оформлении курсовой работы вы столкнетесь почти наверняка.

Требования ГОСТ к параметрам текста курсовых работ

Узнайте стоимость нашей помощи в написании работы прямо сейчас
Заполните всё, что вы знаете о вашей работе, а наши эксперты её оценят

    Укажите стоимость, за которую вы готовы заказать данную работу. Просим указать вас реальную стоимость, так как если ваша цена будет достаточно высокой, мы подберем вам самого высококвалифицированного специалиста!

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения и политики конфиденциальности



    При оформлении курсовой работы по ГОСТ в части требований к параметрам текста необходимо использовать ГОСТ 7.32-2017. Он касается таких элементов текста, как поля, шрифт, интервалы, выравнивание, подзаголовки, нумерация страниц и т.п.

    Однако заметим, что в методических указаниях вашего ВУЗа могут наблюдаться отступления от требований данного ГОСТа (впрочем, как и любого другого), поскольку он не обязателен к строгому исполнению.

    Ниже рассмотрим только самые основные и наиболее распространенные требования, предъявляемые к оформлению курсовых работ по ГОСТ 7.32-2017:

    • структура курсовой работы включает в себя титульный лист, содержание, введение, главы и параграфы, заключение, список использованных источников, приложения (при их наличии);
    • на титульном листе указываются наименования министерства, ВУЗа, кафедры, специальности, приводятся индекс УДК и грифы согласования, указываются вид работы (курсовая) и ее тема, фамилия и инициалы студента, ФИО и ученое звание научного руководителя, а также город и год сдачи работы. При этом титульный лист входит в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нем не ставится (то есть следующая за титульным листом страница имеет номер «2»);
    • нумерация страниц – сквозная по всей работе, проставляется внизу по центру без точки в конце;
    • ширина полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Однако в подавляющем большинстве случаев в ВУЗах требуют устанавливать правое поле шириной 10 мм;
    • шрифт основного текста размером 14 пт и гарнитуры Times New Roman;
    • междустрочный интервал – полуторный;
    • отступ красной строки – 1,25 см;
    • выравнивание основного текста – по ширине, а названий структурных элементов (содержание, введение и проч.) – по центру;
    • наименования структурных элементов приводятся заглавными буквами, а названия глав и параграфов – строчными (только первая буква заглавная) и полужирным начертанием. Хотя ВУЗы часто отступают от данного правила, требуя единообразного оформления заголовков структурных элементов и разделов (глав);
    • различные выделения по тексту (курсивом, полужирным, подчеркиванием и т.п.) новый ГОСТ допускает для акцентирования внимания, но по традиции на практике это не приветствуется;
    • приложения, при их наличии, начинаются с нового листа каждое, они имеют собственные заголовки и нумерацию, а вот нумерация страниц здесь уже не обязательна, поскольку приложения не включаются в общий объем курсовой работы.

    Оформление формул, иллюстраций и таблиц по ГОСТ в курсовых работах

    Здесь также основные требования сейчас почти везде (во всех ВУЗах) соответствуют ГОСТ 7.32-2017 или, по крайней мере, кафедры стремятся приводить свои методички к такому соответствию.

    Согласно этому ГОСТу, формулы сначала необходимо приводить в буквенном выражении, затем расшифровывать индексы, входящие в них, соблюдая последовательность содержащихся в конкретной формуле букв.

    Формулы и уравнения не пишутся прямо в тексте, а выделяются отдельной строкой. Причем выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

    Сами формулы и уравнения записываются посередине строки, а их нумерация (сквозная по тексту всей курсовой работы) осуществляется посредством круглых скобок, располагающихся по правому краю относительно самой формулы (или уравнения):

    Иллюстрированные материалы (рисунки, схемы, графики, чертежи, снимки и проч.) и таблицы располагаются в курсовой работе сразу после того места в основном тексте, где они упомянуты впервые. При этом в самом тексте обязательно должны быть даны на них ссылки (например, «на рисунке 1 показано…» и т.п.).

    Все иллюстрации и таблицы нумеруются, имеют пояснительные данные и названия.

    Нумерация иллюстративных материалов и таблиц может быть как сквозной по тексту всей работы, так и в пределах лишь ее отдельной главы.

    Иллюстрации подписываются внизу по центру следующим образом: сначала записывается слово «Рисунок», далее приводится его порядковый номер, затем ставится тире, а после приводится само наименование:

    Наименование таблицы приводится над ней слева, без абзацного отступа в следующем порядке: слово «Таблица», ее номер, тире, название:

    Все остальные правила построения таблиц можно посмотреть в п. 6.6 ГОСТ 7.32-2017.

    Правила оформления ссылок в курсовых работах

    Эту часть оформления курсовой работы регулирует ГОСТ Р 7.0.5-2008. Согласно ему, а также составленных на его основе соответствующих разделов большинства методичек, чаще всего требуются либо внутритекстовые ссылки в квадратных скобках, либо подстрочные (так называемые «сноски»).

    Если цитирование оформляется при помощи внутритекстовых ссылок в квадратных скобках, то в последних приводится порядковый номер источника по списку литературы, а также указываются номера страниц, на которых расположены цитаты. Выглядеть это будет так: [2, с. 24-56]. А если ссылаются сразу на несколько источников, то вот так: [1, с. 15; 2, с. 24-56].

    Обращаем внимание, что страницы необходимо указывать, только когда имеет место отсылка к конкретному месту внутри источника. Если же нужно сослаться на источник целиком, то приводится просто его номер в списке литературы, например, вот так: [1].

    Теперь рассмотрим примеры оформления курсовой работы, когда требуются подстрочные библиографические ссылки («сноски»). В этом случае в конце цитируемого или пересказываемого фрагмента просто ставится верхний индекс с номером ссылки, причем нумерация может быть постраничная (новая нумерация начинается на каждой следующей странице, где есть сноски), по разделам или сквозная по всему тексту – тут тоже внимательно смотрите методичку.

    Выглядеть это может примерно так: «…о чем рассказывали многие известные исследователи этой проблемы1». Внизу страницы тогда может быть, например, такая запись:

    1Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки. М., 2006. С. 305.

    Это краткая запись, но допускается также и подробная:

    1Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки: учеб. для вузов. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2006. – С. 305-412.

    Если источник цитируется в документе впервые, то целесообразно применять более подробную запись.

    Повторное цитирование одного и того же источника допускает и сокращенную форму:

    2Тарасова В.И. Указ. соч. С. 417.

    Правила оформления списка использованных источников в курсовой работе

    Несмотря на то, что требования в методичках по курсовым работам на кафедрах стараются приводить в соответствие ГОСТам, даже название рассматриваемого раздела в ВУЗах может различаться. Это все опять же потому, что ГОСТов много, регламентация в них слишком подробная и даже сами преподаватели зачастую не считают нужным слишком уж точно следовать им, а руководствуются больше традициями, сложившимися в рамках данной специальности или вообще на конкретной кафедре.

    Например, согласно ГОСТ 7.32-2017, данный раздел должен называться «Список использованных источников», но иногда добавляют слова «…и литературы». Может он также называться «Список литературы», как того требует ГОСТ Р 7.0.11 или просто «Литература».

    Но, вне зависимости от названия данного раздела, основным ГОСТом непосредственно по библиографическому описанию источников в любых работах вообще и в курсовых в частности выступает на сегодняшний день ГОСТ Р 7.0.100-2018, который был принят взамен утратившего силу ГОСТ 7.1-2003. Кроме того, относительно библиографических описаний электронных ресурсов иногда дополнительно используется ГОСТ 7.82-2001.

    Теперь рассмотрим наиболее распространенные примеры оформления курсовой работы в части библиографических описаний различных источников. Чаще всего в качестве таковых используются статьи в периодических изданиях (научных журналах) или сборниках статей, монографии (книги), тезисы докладов или материалы конференций, электронные ресурсы, нормативно-правовые документы.

    Некоторые образцы оформления курсовой работы по ГОСТу Р 7.0.100-2018, касающиеся перечисленных разновидностей библиографических источников, мы приводим ниже:

    Статья в периодических изданиях и сборниках статей:
    Лубашева, М.И. Маркетинговые инновации в гостиничных сетях / М.И. Лубашева, Е.П. Веретенникова, Н.А. Николаева // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2019. – Т. 13. – № 2. – С. 110-117.
    Книги, монографии:
    Антонян, Ю.М. Тоталитарная преступность: монография / Ю.М. Антонян. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2020. – 312 с.
    Тезисы докладов, материалы конференций:
    Володин, Ю.Г. Эксплуатация промышленных дымовых труб / Ю.Г. Володин, О.П. Марфина, Р.Р. Фатыхов // Общественные и технологические факторы развития научного знания: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции (г. Смоленск, 29 апреля 2019 года). – Смоленск: МНИЦ «Наукосфера», 2019. – С. 23-25.
    Электронные ресурсы:
    Как написать курсовую работу. Пошаговые рекомендации. – URL: https://www. пишем-диплом-сами.рф/kak-pisat-kursovuiu-rabotu-sovety-spetcialista (дата обращения 01.07.2020).
    Нормативно-правовые документы:
    Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон № 131-ФЗ: [принят Государственной думой 16 сентября 2003 года: одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года]. – М.: Проспект, 2017. – 158 с.

    Итак, ГОСТов, регулирующих оформление курсовой работы, великое множество (мы рассмотрели далеко не все), поэтому учить их все наизусть вовсе не обязательно. Но даже если вы выполните все те рекомендации, которые мы вам здесь дали, а также будете следовать всем приведенным нами образцам оформления курсовой работы по ГОСТу, то уже будете выглядеть в глазах вашего научного руководителя весьма выигрышно. Ну а самый лучший вариант – как всегда, внимательно читать методичку, особенно в части тех требований, которые мы перечислили выше.

    БЕСПЛАТНО: получить расчет стоимости
    Добавить комментарий