Отчет по учебной (ознакомительной) практике
Содержание
Современные студенты проходят просто огромное количество разнообразных видов практик. Если считать и бакалавров, и магистров, то по некоторым специальностям доходит до шести разновидностей. Также значительное разнообразие наблюдается в частоте и продолжительности любого из видов практик. Учебная (ознакомительная) – здесь не исключение. Бывают специальности или ВУЗы, где она проводится один раз и недолго, но возможны и ситуации, когда такая практика идет регулярно, на протяжении всего срока обучения.
Суть учебной (ознакомительной) практики
Для начала внесем ясность в терминологию. В принципе учебная практика, ознакомительная или учебно-ознакомительная – это все одно и то же. Просто в разных ВУЗах даже в рамках одной специальности она может называться по-разному. Суть от этого не меняется: она должна именно познакомить студентов с будущей профессией либо в учебной форме помочь им поучаствовать в профессиональной деятельности (что, собственно, и следует из ее названия).
Другой вопрос – как такое ознакомление понимают на разных кафедрах, в разных ВУЗах и какие традиции тут сложились в рамках подготовки по конкретным специальностям. Где-то студенты всего один раз просто приходят на неделю на предприятие и смотрят, как организован производственный процесс, чем в общем-то практика и ограничивается. Где-то такая же практика проводится каждый семестр в течение всего срока обучения или значительной его части, причем существенно дольше одной недели подряд.
В каких-то ВУЗах или на каких-то кафедрах база практики (организация) предоставляется студентам целенаправленно, причем иногда требуют проходить практику только там, а иногда студент может сам найти подходящее предприятие. Бывают случаи, хотя это сегодня и редкость, что кафедра вообще не имеет договора с базой практики (или этот договор – пустая формальность) и вообще все студенты ищут, где пройти практику, самостоятельно.
По некоторым специальностям (прежде всего, социально-гуманитарным) содержание самой практики не столь существенно, но по другим (например, медицинским) – оно критически значимо. Социолог по образованию, не проходивший практику именно в социологических службах или отделах, может и найдет себе применение, но выпускник-врач, никогда не видевший «изнутри», как работает поликлиника или больница, – это откровенно опасное явление для общества и лучше ему выбрать другую специальность.
Также необходимо упомянуть и о том, что разные кафедры по-разному контролируют качество прохождения учебной (ознакомительной) практики. Где-то проверяют, был ли студент действительно все эти дни на предприятии и занимался ли именно тем, о чем рассказывает в отчете по учебной практике. Где-то проверяют только содержание отчета по ознакомительной практике (иногда еще и дневника), но тоже могут делать это по-разному: строго придираться к форме/содержанию или же довольствоваться лишь фактом наличия.
Отдельные кафедры устраивают даже защиту отчета по учебной (ознакомительной) практике, наподобие защиты курсовой или дипломной работы. В этом есть определенный смысл: сочинить отчет можно, но вот ответить на вопросы и все рассказать о предприятии (базе практики), а также о том, как прошло первое знакомство с будущей профессией, если ты на самом деле практику не проходил, – довольно затруднительно. Предприятия тоже по-разному относятся к студентам-практикантам. Где-то реально допускают к производственному процессу или во всяком случае знакомят с ним, а где-то сразу спрашивают: «Где тут подписать отчет и дневник?», лишь бы студенты не мешали работать.
В любом случае учебная или ознакомительная практика – это принятая в современных российских профессиональных учебных заведениях форма первого именно практического знакомства с будущей профессией, а также с организациями, предприятиями, отделами или просто конкретными должностями, где впоследствии можно будет соответствующие профессиональные знания и навыки реализовать. Например, есть целые организации однородной профессиональной направленности (скажем, поликлиники или больницы, где практикуются будущие врачи), а есть только отдельные должности, прикрепившись к которым, тоже можно познакомиться с будущей профессией (допустим, единственный юрист в производственной организации тоже может принять на практику студента-правоведа).
Структура отчета по учебной (ознакомительной) практике
Структура стандартного отчета по учебно-ознакомительной практике в принципе такая же, как и у любой другой научной или квалификационной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, источники информации и приложения (при необходимости).
Но далеко не все кафедры требуют обозначенной структуры. К примеру, где-то могут не требовать оглавления, списка источников или приложений, а где-то даже введения и заключения в качестве самостоятельных элементов отчета. Иногда на отдельном листе или вообще отдельным документом (файлом) формулируется задание на практику. Это тоже решает кафедра: является ли задание элементом отчета или это отдельный документ и существует ли оно вообще (как и дневник).
Учитывая изложенное, требования к структуре отчета по учебной практике, равно как и требования к его оформлению, нужно смотреть только в методических рекомендациях («методичке»), которые вам обязаны выдать на кафедре (или разослать вам в электронном виде, что чаще всего сейчас и делается). Эти требования слишком сильно отличаются в разных ВУЗах и на разных кафедрах, поэтому практически бесполезно искать в них что-то общее. Все равно надо выполнять так, как этого требуют на кафедре.
Но рассмотрим все же чуть подробнее основные структурные элементы типичного отчета о прохождении учебной (ознакомительной) практики.
Часто здесь требуется общая характеристика предприятия: виды деятельности, организационная структура, финансовые потоки, технологические процессы и т.д., и т.п. Где-то упор нужно делать на технологиях производства, где-то на правовых аспектах, а где-то на менеджменте или маркетинге. Студент – будущий стоматолог будет, понятное дело, описывать не правовую, а биомедицинскую и технологическую составляющие, а студент-социолог – организацию проведения опросов или же социальные отношения в коллективе предприятия/отдела. В любом случае из основной части должно быть четко понятно, что же такого студент узнал о будущей профессии, с чем познакомился и как это все отразилось у него в голове.
Итак, прочитав формальные документы и положения, можно сделать вывод, что учебная (ознакомительная) практика – это очень полезная и важная часть обучения студента, если, конечно, она организована должным образом. А готовя отчет, будущий профессионал сможет быстрее разобраться в нюансах выбранной им сферы деятельности, так как учится таким образом формулировать собственные соображения по поводу этой самой деятельности уже в самом начале своего обучения.