Помощь при написании дипломной работы
Психологическая помощь студентам
Написание дипломной работы сопровождается стрессом для ее автора.
Факторами, оказывающими влияние на состояние выпускника вуза, считаются:
1) психическое и физическое напряжение, возникающее при написании работы;
2) работа над дипломом в ночное время суток;
3) эмоциональное переживание за исход занятия, обдумывание ошибок и неудач, нагнетание напряжённой ситуации;
4) негармоничные отношения с научным руководителем дипломного проекта.
Иногда на процесс создания выпускной дипломной работы влияют и побочные факторы, являющиеся причиной многих нервных расстройств и переживаний. Ими могут быть отрицательные условия работы над проектом, отсутствие личного времени и пространства, невнимательность. Но всё перечисленное можно преодолеть, обратившись за советом профессионала.
Конечно, создать благоприятные условия в общежитии или коммунальной квартире будет весьма сложно, но можно попробовать отключиться от происходящего вокруг и заострить внимание на написании работы. При этом главное не реагировать раздражённо на события, отвлекающие от основного занятия, постараться успокоиться. Лучше всего представить перед собой перспективы, которые ждут после завершения университета, откинуть всё лишнее и спокойно продолжать создание проекта. Целеустремлённость в данном вопросе поможет не только укрепить психику, но и развить неоспоримые лидерские качества, тесно сопряжённые с терпением и выносливостью.
Некоторые студенты вынуждены работать над дипломом в ночное время суток. Это неблагоприятно сказывается на их здоровье и самочувствии. Часто совершённые ошибки при написании работы касаются именно ночи, когда внимание автора рассеяно. Поэтому писать дипломную работу стоит днём в определённые часы. Лучше отложить некоторые дела на более позднее время, требующие не особой концентрации внимания, усилий, а дипломом заняться в освободившийся дневной интервал времени. Так студент допустит меньше промахов, избежит основных изъянов, а к работе будет подходить с ясным незамутнённым умом, быстрой памятью.
Не нужно лишний раз придавать драматизм ситуации, связанной с созданием дипломного проекта. Не стоит нагнетать события и вводить их в неприятный ракурс. Так, вы не сдвинетесь с одной точки, а будете бродить по очерченному кругу в постоянных переживаниях и стрессах. Постарайтесь успокоиться. Поймите, что каждый студент проходит сквозь подобную ситуацию. Формированием диплома занимаются многие, просто у одних дипломный проект получается лучше, а у других – хуже. Вы пишете свою работу, создаёте её для себя, выкладывая в ней все приобретённые знания в ходе обучения. Это ваша работа, ваше детище, написанное неповторимым языком вашей мысли. Поэтому усложнять и не стоит события, а лучше сесть и составить подробный пошаговый план действий с вашим участием. Это поможет сконцентрироваться, отвлечься и прийти к общей цели, соблюдая определенные шаги в ходе дипломного исследования.
Отношения с научным руководителем дипломной работы не у большинства студентов складываются удачно. Многие вынуждены самостоятельно работать над проектом, предоставляя руководителю лишь результат своей работы. Не стоит поддаваться панике и впадать в депрессию. Вы вполне можете потребовать от научного руководителя выполнения его профессиональных функций. Он обязан курировать вас, потому что за каждого студента-дипломника получает финансовое вознаграждение. В случае отказа вы имеете полное право обратиться к ректору вуза.
Если научный руководитель проводит консультации с вами, оказывает необходимую помощь в создании диплома, то есть выполняет возложенные на него обязанности, но всячески оскорбляет вас при этом, недолжным образом или некорректно воздействует на вас, приводит в замешательство, вселяет уныние, вы вправе обратиться за необходимой помощью к ректору вуза. Иногда такие случаи заканчиваются весьма плачевно. Научный руководитель чувствует неоспоримую власть над студентом и использует это для удовлетворения своих амбиций. Он не слушает наставления ректора. Такой куратор-самодур способен довести студента до крайней ситуации, в которой он бросает вуз. Не нужно этого делать, ведь позднее вы пожалеете о содеянном. Постарайтесь писать диплом самостоятельно, раз рычаги, применённые вами, не подействовали. Старайтесь прислушиваться к советам студентов-сокурсников, работающих над дипломом, но и не думайте бросить вуз. Соберите всю свою волю, силы в кулак, боритесь. Постарайтесь не обращать внимания на излишнюю красноречивость научного руководителя. Некоторые из его советов могут быть полезными, хотя и прикрыты нелестными высказываниями. Старайтесь извлекать пользу из всего увиденного и услышанного, не бросайте работу над дипломом. Обычно слишком импульсивные руководители не назначают частых консультаций, а если и назначают, то в них мало проку. Сделайте короткими встречи ваши и менее болезненными для вас.
Исход похожих случаев зависит во многом от того, как справится сам студент. Фактически он оставлен один на один с дипломным проектом, а куратор только портит работу. Поэтому необходимо приложить максимум самостоятельных усилий, не взирая на препятствия заручиться поддержкой родных, друзей и знакомых, не унывая и не раскисая.
Помните, что бы ни происходило, какое давление не было бы оказано, вы должны выстоять в этой борьбе за диплом, раскрывающей светлое профессиональное будущее.