Новизна и значимость во введении дипломной работы: примеры
Содержание
Научная новизна дипломной работы, ее теоретическая и/или практическая значимость – это относительно новые понятия, которые появились одновременно с требованиями включать во введение ВКР еще и такой раздел, как положения, выносимые на защиту. Мода эта пришла из кандидатских и докторских диссертаций, и прижилась, прежде всего, в магистерских, поскольку это тоже своего рода диссертации. Иногда новизну и значимость требуют отразить еще и в бакалаврских ВКР, но все же достаточно редко. В этой связи мы по умолчанию будем рассматривать все примеры в первую очередь по отношению к магистерским диссертациям.
Научная новизна дипломной работы
Что такое научная новизна?
Научная новизна магистерской диссертации – это, как следует из названия раздела, то новое, что ее автор привнес именно в науку, точнее в ту ее отрасль, в рамках которой и была написана работа. Например, если это экономика (любая экономическая специальность), то научной новизной будет приращение знаний в экономической теории вообще или в рамках какой-то конкретной концепции (скажем, кейнсианской парадигмы инвестиций и экономического роста), либо просто добавление неких экономических знаний, которые ранее, до автора магистерской, не были известны широкому кругу научной общественности. Это может быть даже какая-нибудь мелочь (типа выявления преобладающей мотивации некой частной разновидности экономического поведения), но она должна быть.
Как написать научную новизну дипломной работы?
Научную новизну дипломной работы написать очень просто: как правило, достаточно всего несколько абзацев, иногда даже один-два, но там должно быть четко указано, что именно вы лично привнесли в знания о предмете вашего исследования. Продолжая пример с экономикой (пусть это будет маркетинг – весьма практическая сфера деятельности), можно предположить, что в своей магистерской автор выявил, почему экономически активное население типичного городского квартала предпочитает покупать продукты питания не в ближайшем супермаркете, а в небольших магазинах возле дома (как вариант – наоборот). Обобщив эту информацию (мотивы потребителей, действия владельцев магазинов по привлечению клиентов и т.п.), мы как раз и получим требуемую научную новизну.
Примеры научной новизны ВКР
1. Магистерская диссертация по профилю подготовки 38.04.01 «Экономика», программа «Банковское дело», тема «Совершенствование механизма кредитования Банком России кредитно-финансовых институтов», п. 1 научной новизны (всего их в этой работе два):«Разработана логическая схема механизма кредитования Банком России кредитно-финансовых институтов, выделены объекты (ГК «АСВ», коммерческие банки, микрофинансовые организации) и субъекты рефинансирования, в том числе стандартные и специализированные инструменты кредитования, рычаги рефинансирования, информационное и правовое обеспечение и т.д.».
2. Магистерская диссертация по профилю подготовки 39.04.01 «Социология», программа «Экономическая социология», тема «Потребительское поведение родителей в ситуации покупки детских игрушек», п. 1 научной новизны (всего их четыре здесь):«Определен междисциплинарный подход к изучению потребительского поведения родителей в ситуации покупки детских игрушек: социологический конструктивизм включен в маркетинговую модель потребительского поведения, наполненную социальными смыслами, что позволяет рассмотреть потребительское поведение родителей в ситуации покупки детских игрушек с социологической точки зрения».
3. А вот пример из бакалаврской работы по направлению подготовки 39.03.03 «Организация работы с молодежью», тема «Роль учреждений сферы молодежной политики и общественных организаций в становлении личности молодого человека», где вся научная новизна представлена одним пунктом:«Уточнены классификация и направления деятельности молодежных организаций; структурированы методы работы с подростками и молодыми людьми общественных организаций и учреждений сферы молодежной политики города … (название); эмпирическим путем установлена роль молодежных учреждений и общественных организаций различной направленности в развитии и становлении личности молодого человека».
Теоретическая и практическая значимость ВКР
Сразу отметим, что поскольку нигде, ни в каких нормативно-правовых документах, образовательных стандартах или ГОСТах наличие и содержание этих разделов введения не регламентируется (за исключением разве что кафедральных методичек), то и требования к ним могут быть достаточно разнообразными. В частности, в магистерской диссертации в разных ВУЗах или на разных кафедрах внутри одного ВУЗа могут потребовать как оба этих раздела во введении (и теоретическая, и практическая значимость), так и лишь один из них, причем если оба, то иногда одним пунктом, но чаще все же двумя (отдельно теоретическая, отдельно практическая значимость). Наконец, где-то достаточно теоретическую и/или практическую значимость ВКР написать всего на одно предложение (как правило, у бакалавров), а где-то требуется и подробное рассмотрение, на несколько абзацев.
Теоретическая значимость дипломной работы
Теоретическая значимость магистерской диссертации – это значение полученных в ходе ее выполнения выводов именно для теории, для науки, для «знания ради знания». Здесь не предполагается выход на практику, а просто констатируется некая польза для самого процесса познания – в том смысле, что следующие поколения тех, кто будет изучать данную область знаний (по которой написана ВКР), уже могут узнать о ней чуть больше. Вот именно этот момент и надо подчеркнуть, формулируя теоретическую значимость (ну а насколько подробно это нужно сделать – тут уж все зависит от вашей выпускающей кафедры).
Примеры:
1. Магистерская диссертация по профилю подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», программа «Региональное и муниципальное управление», тема «Реализация программно-целевого подхода в системе государственно управления региональным рынком труда». Теоретическая значимость исследования:«– уточнена сущность программно-целевого подхода к организации системы содействия занятости населения при формировании регионального рынка труда, что позволило выделить региональные особенности занятости;
– доказано, что обоснованный в работе программно-целевой подход к организации системы занятости населения имеет преимущества в теоретическом, методическом и практическом плане по сравнению с традиционными формами и методами регулирования занятости населения».
2. Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 41.03.04 «Политология», тема «Институциональный дизайн публичной политики в регионе». Теоретическая значимость ВКР:«Материалы и выводы работы могут быть использованы для дальнейшего научного исследования и разработки институциональных инструментов функционирования публичной политики с целью ее институциональной реконструкции».
Здесь и далее видно, что у бакалавров соответствующие формулировки заметно проще по сравнению с магистрами.
Практическая значимость дипломной работы
Практическая значимость магистерской диссертации – это уже выход на практику, это та польза, которую новые знания по идее могут принести в той области, по которой пишется диплом, в случае их грамотного применения при решении каких-то актуальных, общественно-значимых проблем и вопросов. То есть здесь нужно не просто написать «предложена авторская классификация» чего-то там, а конкретно указать, где и как эта классификация поможет улучшить жизнь людей, повысить качество выпускаемой продукции, сделать более эффективным управление и т.д.
Примеры:
1. Магистерская диссертация по направлению полготовки 05.04.06 «Экология и природопользование», тема «Применение комплексной технологии экоремедиации на территории санитарно-защитной зоны нефтеперерабатывающего завода … (название)»:«Практическая значимость исследования заключается в том, что предложения и выводы, сформулированные в работе, направлены на решение проблемы нефтяного загрязнения окружающих … (название) НПЗ территорий. Предложенный метод можно использовать в случаях загрязнения почв нефтепродуктами для восстановления плодородия на территории … (название) области различными природопользователями».
2. Выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», тема «Документирование процедуры наложения дисциплинарного взыскания в ООО … (название)»:«Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты систематизированного описания работы по оформлению процедуры применения дисциплинарного взыскания в конкретной организации могут быть использованы с целью усовершенствования проводимой в ней кадровой политики, пресечения дальнейших дисциплинарных проступков, а также повышения профессиональной культуры работников кадровой службы».
Как видим, новизну, теоретическую и практическую значимость дипломной работы описать не сложно, нужно лишь очень точно и лаконично подчеркнуть ее сильные стороны. Впрочем, если у вас нет времени или желания самим заниматься всем этим, то вы всегда можете заказать ВКР на данном сайте, а мы все сделаем в лучшем виде.