Данный сайт является проектом компании www.akademik.su

Не можете справиться самостоятельно?

Получи помощь по любой студенческой работе у нас

Заполни форму

Отчет по учебной (ознакомительной) практике

Современные студенты проходят просто огромное количество разнообразных видов практик. Если считать и бакалавров, и магистров, то по некоторым специальностям доходит до шести разновидностей. Также значительное разнообразие наблюдается в частоте и продолжительности любого из видов практик. Учебная (ознакомительная) – здесь не исключение. Бывают специальности или ВУЗы, где она проводится один раз и недолго, но возможны и ситуации, когда такая практика идет регулярно, на протяжении всего срока обучения.

Суть учебной (ознакомительной) практики

Учебная (ознакомительная) практикаДля начала внесем ясность в терминологию. В принципе учебная практика, ознакомительная или учебно-ознакомительная – это все одно и то же. Просто в разных ВУЗах даже в рамках одной специальности она может называться по-разному. Суть от этого не меняется: она должна именно познакомить студентов с будущей профессией либо в учебной форме помочь им поучаствовать в профессиональной деятельности (что, собственно, и следует из ее названия).

Другой вопрос – как такое ознакомление понимают на разных кафедрах, в разных ВУЗах и какие традиции тут сложились в рамках подготовки по конкретным специальностям. Где-то студенты всего один раз просто приходят на неделю на предприятие и смотрят, как организован производственный процесс, чем в общем-то практика и ограничивается. Где-то такая же практика проводится каждый семестр в течение всего срока обучения или значительной его части, причем существенно дольше одной недели подряд.

В каких-то ВУЗах или на каких-то кафедрах база практики (организация) предоставляется студентам целенаправленно, причем иногда требуют проходить практику только там, а иногда студент может сам найти подходящее предприятие. Бывают случаи, хотя это сегодня и редкость, что кафедра вообще не имеет договора с базой практики (или этот договор – пустая формальность) и вообще все студенты ищут, где пройти практику, самостоятельно.

По некоторым специальностям (прежде всего, социально-гуманитарным) содержание самой практики не столь существенно, но по другим (например, медицинским) – оно критически значимо. Социолог по образованию, не проходивший практику именно в социологических службах или отделах, может и найдет себе применение, но выпускник-врач, никогда не видевший «изнутри», как работает поликлиника или больница, – это откровенно опасное явление для общества и лучше ему выбрать другую специальность.

Также необходимо упомянуть и о том, что разные кафедры по-разному контролируют качество прохождения учебной (ознакомительной) практики. Где-то проверяют, был ли студент действительно все эти дни на предприятии и занимался ли именно тем, о чем рассказывает в отчете по учебной практике. Где-то проверяют только содержание отчета по ознакомительной практике (иногда еще и дневника), но тоже могут делать это по-разному: строго придираться к форме/содержанию или же довольствоваться лишь фактом наличия.

Отдельные кафедры устраивают даже защиту отчета по учебной (ознакомительной) практике, наподобие защиты курсовой или дипломной работы. В этом есть определенный смысл: сочинить отчет можно, но вот ответить на вопросы и все рассказать о предприятии (базе практики), а также о том, как прошло первое знакомство с будущей профессией, если ты на самом деле практику не проходил, – довольно затруднительно. Предприятия тоже по-разному относятся к студентам-практикантам. Где-то реально допускают к производственному процессу или во всяком случае знакомят с ним, а где-то сразу спрашивают: «Где тут подписать отчет и дневник?», лишь бы студенты не мешали работать.

В любом случае учебная или ознакомительная практика – это принятая в современных российских профессиональных учебных заведениях форма первого именно практического знакомства с будущей профессией, а также с организациями, предприятиями, отделами или просто конкретными должностями, где впоследствии можно будет соответствующие профессиональные знания и навыки реализовать. Например, есть целые организации однородной профессиональной направленности (скажем, поликлиники или больницы, где практикуются будущие врачи), а есть только отдельные должности, прикрепившись к которым, тоже можно познакомиться с будущей профессией (допустим, единственный юрист в производственной организации тоже может принять на практику студента-правоведа).

Структура отчета по учебной (ознакомительной) практике

Узнайте стоимость нашей помощи в написании работы прямо сейчас
Заполните всё, что вы знаете о вашей работе, а наши эксперты её оценят

    Укажите стоимость, за которую вы готовы заказать данную работу. Просим указать вас реальную стоимость, так как если ваша цена будет достаточно высокой, мы подберем вам самого высококвалифицированного специалиста!

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения и политики конфиденциальности



    Структура стандартного отчета по учебно-ознакомительной практике в принципе такая же, как и у любой другой научной или квалификационной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, источники информации и приложения (при необходимости).

    Но далеко не все кафедры требуют обозначенной структуры. К примеру, где-то могут не требовать оглавления, списка источников или приложений, а где-то даже введения и заключения в качестве самостоятельных элементов отчета. Иногда на отдельном листе или вообще отдельным документом (файлом) формулируется задание на практику. Это тоже решает кафедра: является ли задание элементом отчета или это отдельный документ и существует ли оно вообще (как и дневник).

    Учитывая изложенное, требования к структуре отчета по учебной практике, равно как и требования к его оформлению, нужно смотреть только в методических рекомендациях («методичке»), которые вам обязаны выдать на кафедре (или разослать вам в электронном виде, что чаще всего сейчас и делается). Эти требования слишком сильно отличаются в разных ВУЗах и на разных кафедрах, поэтому практически бесполезно искать в них что-то общее. Все равно надо выполнять так, как этого требуют на кафедре.

    Но рассмотрим все же чуть подробнее основные структурные элементы типичного отчета о прохождении учебной (ознакомительной) практики.

    Введение
    Во введении описывается актуальность и необходимость, востребованность получаемой специальности в современном обществе, цели и задачи практики, какие-то общие моменты, касающиеся ее прохождения, а также кратко база практики – конкретное предприятие (его организационно-правовая форма, юридический адрес, основной вид деятельности). Это в общем, а конкретная кафедра может потребовать вставить во введение и другие, зачастую самые неожиданные сведения и разделы. Например, краткое содержание инструктажа по технике безопасности.
    Основная часть
    Это, собственно говоря, по своему содержанию и есть сам отчет по учебно-ознакомительной практике. Здесь нужно максимально полно, точно и подробно (но не перегружая текст «водой») отразить суть того, что вы узнали во время практики касательно будущей профессии, а также деятельности предприятия или отдела, которые эти самые профессиональные знания и навыки ежедневно реализуют в хозяйственной (социальной, политической, административной и проч.) жизни страны. Наполнение же пунктов основной части сильно зависит от специальности студента.

    Часто здесь требуется общая характеристика предприятия: виды деятельности, организационная структура, финансовые потоки, технологические процессы и т.д., и т.п. Где-то упор нужно делать на технологиях производства, где-то на правовых аспектах, а где-то на менеджменте или маркетинге. Студент – будущий стоматолог будет, понятное дело, описывать не правовую, а биомедицинскую и технологическую составляющие, а студент-социолог – организацию проведения опросов или же социальные отношения в коллективе предприятия/отдела. В любом случае из основной части должно быть четко понятно, что же такого студент узнал о будущей профессии, с чем познакомился и как это все отразилось у него в голове.

    Заключение
    После основной части отчета располагается заключение, в котором подводятся краткие итоги практики, возможно, какие-то выводы или рекомендации, но это тоже следует уточнять на кафедре или в методичке.
    Список использованных источников
    После заключения располагается список источники информации, которые были использованы при составлении отчета. В качестве таковых источников может выступать и обычная научная или учебная литература по специальности, а также служебно-должностные инструкции, внутренние положения предприятия, иные нормативно-правовые, финансовые или статистические документы.
    Приложения
    В приложения выносится вся информация, которая в принципе необходима, но нет смысла перегружать ею основную часть отчета. Это могут быть таблицы, графики и даже фото студента с рабочего места на предприятии (некоторые кафедры требуют и такое). Кроме того, в отчет по практике могут включаться бланк оформления студента на практику, индивидуальное задание, дневник прохождения практики, календарный план, инструктаж по технике безопасности, отзыв с предприятия (базы практики) о том, насколько студент был прилежен и трудолюбив. Эти разделы могут располагаться как в конце отчета, так и в начале – все нужно узнавать на кафедре.

    Итак, прочитав формальные документы и положения, можно сделать вывод, что учебная (ознакомительная) практика – это очень полезная и важная часть обучения студента, если, конечно, она организована должным образом. А готовя отчет, будущий профессионал сможет быстрее разобраться в нюансах выбранной им сферы деятельности, так как учится таким образом формулировать собственные соображения по поводу этой самой деятельности уже в самом начале своего обучения.

    БЕСПЛАТНО: получить расчет стоимости
    Добавить комментарий