Данный сайт является проектом компании www.akademik.su

Не можете справиться самостоятельно?

Получи помощь по любой студенческой работе у нас

Заполни форму

Анализ курсовой работы

Курсовая работа – это важная и неотъемлемая часть обучения студентов. Конечно, оценка за каждую отдельно взятую курсовую выглядит далеко не настолько решающей, как, скажем, результат защиты ВКР, но зато курсовых за весь период обучения пишется обычно достаточно много. По многим специальностям их подготовка предусмотрена в каждом учебном году, включая даже годы защиты диплома или магистерской диссертации.

Проверка любой курсовой работы заключается в ее анализе преподавателем, проверяющем правильность выполнения проекта. На что же он обращает внимание в первую очередь? Рассмотрим в настоящей статье.

Анализ курсовой работы: общие принципы

Анализ курсовой работы осуществляется, как правило, кем-то из преподавателей кафедры. Чаще всего это научный руководитель студента, реже – преподаватель дисциплины, по которой предусмотрена подготовка курсовой, а иногда им может быть даже руководитель с базы практики (организации, где какую-то из практик проходили или будут проходить студенты).

Если учебный план по конкретной специальности не требует обязательной процедуры защиты курсовой работы, а только анализ, то оценку за нее ставит преподаватель, который ее проверяет. Если же проводится еще и защита, то итоговая оценка складывается из анализа текста, выступления студента и его ответов на задаваемые вопросы.

Но в любом случае решение о допуске работы к защите принимает научный руководитель (руководитель от базы практики, преподаватель дисциплины по курсовой) и, кроме того, его мнение обязательно учитывается при выставлении итоговой оценки. Поэтому ваша курсовая обязательно должна «понравиться» конкретному специалисту (в том смысле, что написать ее нужно так, чтобы обязательно понравилась). А для этого необходимо строго выполнять все формальные и неформальные требования, предъявляемые к курсовым на конкретной кафедре для студентов конкретного курса (потому как, скажем, на первом и на последнем курсе уровень работ может существенно отличаться).

Формальные требования содержатся в методических рекомендациях, которые большинство кафедр выдают или рассылают студентам. Там подробно расписывается оформление работы, ее структура, смысловое наполнение всех пунктов, сроки сдачи на проверку, порядок взаимодействия с научным руководителем и многое другое.

Кроме того, нужно выполнять и неформальные требования, которых может и не быть в методичке. Например, на некоторых кафедрах (или отдельные преподаватели) предпочитают видеть в курсовых побольше графиков и таблиц, или литературу не старше 5-ти лет, или примеры не только из России, но и из зарубежных стран и т.п. Все эти требования также придется выполнять, если хотите получить хорошую оценку.

Но какие-то общие требования, которые предъявляются ко всем курсовым работам вообще, сформулировать очень сложно. Все ВУЗы разные, кафедры тоже разные, про различия в специальностях – это вообще отдельный разговор, а требовать от студента-первокурсника то же самое, что и от выпускника, согласитесь, было бы странно. На младших курсах работы могут быть чисто теоретические, где требуется лишь качественный анализ литературы по теме, тогда как на старших, особенно у магистрантов, неплохо бы провести и собственное исследование в рамках подготовки курсовой. Очень помогает в ряде случаев взять на кафедре или у научного руководителя пример готовой работы, уже оцененной или защищенной ранее на «отлично».

Иногда (хотя и далеко не всегда) курсовая (либо часть ее) будет выступать впоследствии в качестве одного из разделов бакалаврской или магистерской ВКР. Кроме того, часто бывает так (хотя тоже совсем не обязательно), что руководителем по диплому или магистерской диссертации выступает тот же самый преподаватель, который руководил вами при подготовке курсовых. Поэтому чаще всего вообще нет никаких других вариантов, кроме как скрупулезно выполнять все его требования, включая даже не относящиеся напрямую к работе. Например, кто-то терпеть не может, когда опаздывают или не точно в срок сдают главы и параграфы. И с этим тоже придется считаться.

Основные параметры анализа курсовой работы

Узнайте стоимость нашей помощи в написании работы прямо сейчас
Заполните всё, что вы знаете о вашей работе, а наши эксперты её оценят

    Укажите стоимость, за которую вы готовы заказать данную работу. Просим указать вас реальную стоимость, так как если ваша цена будет достаточно высокой, мы подберем вам самого высококвалифицированного специалиста!

    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения и политики конфиденциальности



    Пример анализа курсовой работы, который исчерпывающим образом раскрывал бы данный вопрос для студентов вообще всех специальностей, привести достаточно сложно. Слишком уж разные эти самые специальности и, соответственно, требования к курсовым работам. Курсовые, скажем, юриста и физика-ядерщика могут вообще не иметь ничего общего. И пример, понятный и даже полезный для одной специальности, скорее всего, будет вообще ни о чем не говорящим для другой.

    Но, тем не менее, можно выделить некоторые параметры, на которые обычно смотрят при анализе курсовой работы, качества ее текста и смыслового наполнения:

    Уровень оригинальности курсовой работы по системе антиплагиат.
    В последнее время кафедры все чаще устанавливают для курсовых минимальные проценты уникальности текста, при недостижении которых работу даже не будут смотреть. Но и в тех случаях, когда таковые требования не установлены, преподаватели, как правило, все равно «прогоняют» их по антиплагиату с тем, чтобы исключить принятие полностью заимствованной работы. Поэтому в современных условиях можно и не пытаться сдать работу, скаченную из Интернета и нисколько при этом не переработанную.
    Структура плана (содержания) курсовой и его соответствие теме.
    Анализ непосредственно текстовой части курсовой работы начинается с листа содержания (оглавления). Именно по нему преподаватель составляет свое первое впечатление о работе. И речь здесь не столько о наличии таких необходимых структурных элементов, как введение, заключение и список литературы, а о количестве глав/параграфов и их названиях.

    О том, какой должна быть структура основной части курсовой работы, обычно можно узнать из методичек. Как правило, в курсовой требуется не менее двух глав, деленных на параграфы (в количестве не менее двух в главе). Причем в идеале следует придерживаться равномерной структуры, то есть равного количества параграфов в главах. Но не редко вполне допускают и неравномерную структуру, реже – главы вообще без какого-либо деления на параграфы.

    Основное же внимание при анализе плана основной части курсовой работы уделяется его смысловому содержанию, тому, на сколько полно, логично и корректно он раскрывает тему. Поэтому перед составлением плана внимательно вчитайтесь в формулировку темы, а далее придерживайтесь следующих правил:

    • нужно раскрывать конкретно ту тему, которая фигурирует в названии курсовой, а не смежную или близкую, иначе вся работа может быть проделана зря;
    • каждый параграф должен «работать» на достижение цели всей курсовой. Они должны прямо вытекать один из другого и располагаться в порядке от общего к частному, от теории к практике;
    • ответственно подойдите к формулированию наименований параграфов/глав. Иногда добавление всего одного слова или знака препинания меняет смысл фразы на противоположный.
    Полнота раскрытия каждого параграфа.
    В принципе речь здесь идет о том же самом, что и в предыдущем пункте, только по отношению к каждому параграфу. Они должны быть в точности о том, о чем говорят их названия. Кроме того, в них нужно обязательно раскрыть основные термины, касающиеся темы исследования.
    Наличие самостоятельных выводов.
    В курсовой работе недостаточно просто скомпилировать материал из нескольких источников. Здесь обязательно должны присутствовать собственные умозаключения автора по тому или иному рассматриваемому вопросу, авторские предложения, касающиеся темы курсовой работы, и, конечно же, обобщения в конце каждой главы или даже каждого параграфа. На последний аспект, то есть на наличие выводов в конце параграфа/главы, при анализе курсовой работы преподаватели почти всегда обращают пристальное внимание.
    Общий уровень «научности» всей работы.
    Здесь уже все понятно из самой формулировки данного пункта. Все в курсовой должно быть выполнено так, чтобы при ее анализе не оставалось никаких сомнений: это именно научная работа. А не научно-популярная, публицистическая, журналистская и прочая. Любой фрагмент текста, любые рисунки или таблицы, любые выводы и практические рекомендации должны быть строго научными, то есть обоснованными, логически выверенными и полученными с помощью общих или частных исследовательских методов.
    Практикоориентированность.
    Не всегда, конечно, но довольно часто это требование бывает ключевым. В таком случае даже если курсовая в целом теоретическая и в основном там представлен анализ специальной литературы по какой-то проблеме, то все равно итоговой целью такого анализа должен выступать какой-то выход на практику, на решение реальных, существующих вокруг проблем.
    Качество использованных источников.
    Список литературы также не редко анализируется преподавателями очень тщательно. Поэтому весьма ответственно подойдите к включению в него тех или иных источников.

    В большинстве своем этот список должен состоять из научной литературы по теме исследования, чаще всего допустимо также некоторое количество учебной литературы. При использовании Интернет-ресурсов приоритет следует отдавать наиболее авторитетным из них (официальным сайтам, крупным СМИ и т.п.), а вот от «желтой» прессы лучше отказаться (если, конечно, она сама не выступает объектом исследования). Не следует включать в список и источники, которые вы не использовали при написании (на которые нет ссылок по тексту), в особенности, если они не по теме исследования. Наконец, не пренебрегайте актуальностью источников, старайтесь включать преимущественно наиболее свежие.

    Оформление курсовой работы.
    По этому параметру курсовые работы оцениваются весьма полярно: одни преподаватели весьма скрупулезно сверяют чуть ли не каждый знак препинания, тогда как другие могут вообще не придать оформлению никакого значения. Так или иначе, следует придерживаться хотя бы базовых правил оформления, изложенных в методических рекомендациях по выполнению курсовых работ от вашей кафедры.

    Конечно, не все перечисленные моменты подлежат анализу всегда и всеми преподавателями. Более того, иногда студенту может даже показаться, что его руководитель и не глянул вовсе внутрь курсовой, а уже наговорил массу замечаний. Обидно, правда? Но давайте разберемся, в чем тут дело.

    Во-первых, преподаватели – это люди, имеющие значительный опыт написания научных работ. Ведь они не только и сами когда-то выполняли курсовые, дипломные, магистерские, а зачастую и кандидатские с докторскими, но и продолжают писать различные научные труды: статьи, книги, доклады, отчеты об исследованиях и т.п. А потому у них, что называется, «наметан глаз» на различного рода недочеты в студенческих работах. Кроме того, те, кто осуществляет анализ ваших курсовых, делают это, вполне вероятно, уже много лет и могут порой с первого же взгляда отличить хорошую работу от плохой.

    Во-вторых, даже по небольшому фрагменту текста, иногда по одному абзацу, вполне можно определить как общий уровень понимания автором темы, так и культуру его письменной речи. Если в тексте присутствуют «мусорные» значки, лишние пробелы, дефекты форматирования (разные отступы, интервалы и прочее), пунктуационные, стилистические или грамматические ошибки, несвязанные и несогласованные слова, фразы и предложения, то будьте уверены, что преподаватель сделает однозначный вывод: перед ним либо безграмотный и не освоивший научный стиль изложения студент, либо ленивый и не потрудившийся как следует «вычистить» и привести в порядок текст. И в том, и в другом случае он недостоин как минимум хорошей оценки, а как максимум – оценки вообще.

    Если ваша курсовая будет содержать перечисленные выше недочеты, а особенно если их будет много, то не сомневайтесь: даже при идеальном содержании работы, полностью раскрытой теме, решенных задачах и достигнутой цели исследования преподаватель вольно или невольно, но будет очень тщательно выискивать содержательные недостатки в вашей курсовой работе и, скорее всего, найдет их. Чего почти гарантированно не случилось бы, если бы внешний вид текста полностью соответствовал его ожиданиям. Таких примеров можно найти массу в любом ВУЗе каждый год.

    В общем, основной рекомендацией, подходящей абсолютно для всех студентов, работающих над своими курсовыми, будет такая: внимательно слушайте своего научного руководителя, читайте методичку и тщательно соблюдайте все требования. А еще следите за тем, чтобы каждый фрагмент вашего текста был выверенным, четким, грамотным, красиво и единообразно оформленным и строго научным. И тогда вы гарантированно получите высокую оценку за свою курсовую.

    БЕСПЛАТНО: получить расчет стоимости
    Добавить комментарий